Все европейские столицы развиваются в направлении устойчивого роста пешеходных общественных пространств в исторических центрах.
Не секрет, что в большинстве крупных городов старой Европы не только доля, но и качество пешеходных пространств и улиц в центре - несопоставимо выше, чем сегодня в Москве.
Развитие туризма - лучшего из возможных бизнесов для городов и муниципалитетов - совершенно немыслимо без качественного пешеходного центра, этот очевидный факт не оспаривает никто.
Но, прежде всего, общественные пространства в исторических частях городов необходимы не приезжим, а самим горожанам, в нашем случае - москвичам!
Можно ли вывести из центра массу автомобилей, пока там, в пределах исторического контура Камер-Коллежского вала, остается множество разнообразных контор федерального, ведомственного и городского уровня - офисов, где заседают бесчисленные автомобилизированные чиновники, не мыслящие себя в общественном транспорте?
Наверное, нет...
Но мысль о том, что и в нынешней ситуации с нашим центром всё-таки надо что-то делать, похоже, укрепилась в сознании властей города.
Так, крупная пешеходная зона появилась в Москве в самом конце прошлого года. Она включает, кроме Столешникова переулка, Тверскую площадь и примыкающий участок Тверского проезда до одноимённой улицы, ось «Камергерский переулок - Кузнецкий мост», а также отрезок Рождественки до Пушечной улицы.
Там, среди прочего необходимого благоустройства, выполнено дорогостоящее гранитное мощение.
В минувшем августе в Москве открылись две новых пешеходных зоны:
по всей длине Никольской, одной из самыx древниx улиц в городе;
на Большой Дмитровке - здесь появилась, правда, лишь «полу-пешеходная» зона.
Количество полос, оставленных для движения автомобильного транспорта на улице, теперь сокращено до двух, а в начале улицы - до одной, и практически полностью запрещена парковка. Эта зона слилась с первой из выше названных, пересекая Столешники и ось «Камергерский - Кузнецкий Мост».
Кроме того, завершены работы по благоустройству Пушкинского и Новопушкинского скверов, а также тротуаров рядом со Страстным бульваром. Тем самым завершились реконструкция и благоустройство Бульварного кольца.
Близки к завершению и работы по созданию так называемой «пешеходной зоны вдоль Садового кольца», в рамках этого проекта должны быть благоустроены все скверы, прилегающие к Садовому кольцу.
Завершаются капиталоёмкие работы на Крымской набережной. На очереди - территория от улицы Новокузнецкой до Болотной площади.
Появится и линейный пеший маршрут, который пройдет от площади Гагарина через Нескучный сад и парк Горького до самого Киевского вокзала, дважды пересекая по пешеходным мостам Москву-реку. Он станет самым длинным в городе.
Будут приведены в порядок Моховая улица и площадь у станции метро «Библиотека имени Ленина».
Большая пешеходная зона появится в Замоскворечье, её маршрут пройдет от станции метро "Новокузнецкая" по Пятницкой улице, Климентовскому переулку, Ордынскому тупику, Лаврушинскому переулку, Кадашевской набережной до Болотной набережной.
На маршруте - Государственная Третьяковская галерея, другие музеи и библиотеки. Движение автотранспорта прекратится на Климентовском переулке и Болотной площади, Ордынском тупике, Лаврушинском переулке, а также на Большом и Малом Толмачевских переулках.
Общая длина маршрута здесь составит 1930 метров. Работы должны быть завершены уже осенью текущего года.
Кроме общегородских зон в центре, в ближайших планах московского правительства - обустроить локальные пешеходные зоны в каждом округе. По планам, их будет 30, и общая протяжённость их составит 26,5 км.
4 сентября, например, такая пешеходная зона открылась на западе, на улице Кунцевская. Неделей ранее - другая, по Старобитцевской улице в районе Северное Бутово. 17 августа «голландский» прогулочный бульвар открылся в районе Новокосино.
В отличие от общегородских, такие периферийные пешеходные пространства, на наш взгляд, должны быть менее ориентированы на иногородних туристов, и более - на местных жителей. В частности, там обязательно должны присутствовать детские и спортивные городки, а также площадки для выгула собак.
Всего в Москве до конца текущего года, по планам, откроются более 50 километров различных пешеходных зон, в том числе в центральной части города - 22 км, а остальные 30 км - на периферии. Об этом сообщил 15 августа на пресс-конференции заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
Недавно, 13 сентября, вновь избранный Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил перечень пешеходных зон общегородского значения: в него вошли пока 11 действующих маршрутов в центральной части города.
Москомархитектуре и столичному Департаменту культуры поручено до конца января 2014 года представить концепции их формирования и развития, а также требования к их внешнему облику. К этому же времени должна быть подготовлена схема функционального использования пешеходных зон общегородского значения.
Итак, что же, кроме запрета движения транспорта, делает городское пространство пешеходным и общественным?
Прежде всего, конечно, благоустройство - мощение и водосток, подпорные стенки и лестницы, малые формы - скамейки, урны, уличные фонари, ландшафтные работы и озеленение.
Фонтаны и скульптура - на сладкое. Муниципальная служба эксплуатации должна обеспечивать уборку и содержание территории.
Рестораны и кафе, разнообразные магазины, объекты досуга и сервиса в таких местах расцветают сами, владельцы зданий и арендаторы, как правило, обеспечивают качественный фасадный ремонт и вечернюю подсветку фасадов.
Город при этом должен лишь контролировать соблюдение принятого архитектурного стиля, в том числе - в дизайне вывесок и реклам.
А вот о чём, кроме общей архитектурной концепции, должны ЕЩЁ позаботиться именно сами городские власти?
Ответ простой: «скамейки, туалеты, указатели».
Как в относительно старых, таких, как улица Арбат, так и в новых, недавно открытых пешеходных зонах Москвы, скамейки присутствуют, но их явно недостаточно.
А вот туалетов - капитальных, общественных, чистых и ухоженных, бесплатных - нет вообще.
Пластмассовые «мыльницы», без сомнения, не могут рассматриваться иначе, чем временное решение наболевшей и безмерно надоевшей всем - и жителям, и туристам - проблемы российских городов. Примером робкой попытки найти решение проблемы может служить, пожалуй, лишь пара «цивилизованных» уличных туалетов на периферии Тверской площади.
Практически нет и указателей, а также крупных настенных карт и схем - а они необходимы, причём - как минимум, двуязычные, на русском и английском языке.
Именно об этом, на наш взгляд, нельзя забывать при «выработке концепции формирования и развития пешеходных зон», которую Москомархитектура и столичный Департамент культуры должны завершить до конца января 2014 года.
Для справки. Перечень действующих пешеходных зон общегородского значения города Москвы:
Ул. Арбат - от Гоголевского бульв. до Смоленской-Сенной пл.
Камергерский пер. - от ул. Тверской до ул. Б. Дмитровка
Ул. Кузнецкий Мост - от ул. Б. Дмитровка до ул. Петровка, от ул. Петровка до ул. Неглинная, от ул. Неглинная до ул. Рождественка
Ул. Никольская - от Кремлевского пр. до Лубянской пл.
Ул. Новый Арбат - от Никитского бульв. до Новинского бульв. - в части тротуаров
Ул. Петровка - нечетная сторона от д. 11 до д. 5
Ул. Рождественка - от ул. Кузнецкий Мост до ул. Пушечная
Столешников пер. - от д. 6, корп. 2 по Столешникову пер. до ул. Б. Дмитровка, от ул. Б. Дмитровка до ул. Петровка
Тверской пр. - от Тверской площади до ул. Б. Дмитровка
Пешеходная зона гостиницы «Москва» - пл. Революции и территория, ограниченная по внешнему периметру ул. Охотный Ряд, Театральным пр., Кремлевским пр.
Лаврушинский пер. - от Кадашевской наб. до Б. Толмачевского пер.
Пешеходные зоны местного значения, включая строящиеся:
в САО - 4 зоны:
на Дубнинской улице,
в скверах у кинотеатра "Рассвет"
на 2-й Песчаной улице,
от улицы Куусинена до улицы Гризодубовой, в парке Березовая Роща.
в СВАО - 3 зоны:
от Енисейской улицы до Староватутинского проезда,
на Костромской улице,
на Дмитровском шоссе
в ВАО - 3 зоны:
на Измайловском проспекте,
на бульваре в 4-м микрорайоне Кожухово,
на Новокосинской улице.
В ЮВАО - 4 зоны:
на Жулебинском бульваре,
в сквере на Краснокурсантском бульваре,
в проезде между 2-м и 3-м кварталами Капотни,
от проектируемого проезда № 6394 до ул. 1-я Вольская.
в ЮАО - 3 зоны:
на Чонгарском бульваре,
от станции метро "Чертановская" до проектируемого проезда 5464,
в сквере от Каширского шоссе до улицы Москворечье.
В ЮЗАО - 4 зоны:
от станции метро "Академическая" до "Профсоюзной",
от Ленинского проспекта до улицы Академика Власова,
на улице Гарибальди,
Черноморском бульваре.
в ЗАО - 3 зоны:
от Кунцевского бульвара до Кунцевской улицы,
сквере на улице Кременчугской,
на улицах Крылатская и Крылатские холмы.
в СЗАО - 3 зоны:
на Новокуркинском шоссе,
в Новохорошевском проезде,
вдоль Деривационного канала от д. 25/1 по улице Малая Набережная до д. 13 по улице Вишневая.
в ЗелАО - 3 зоны:
между дворовыми территориями корп. 1614-1616 и корп. 1623-1629,